Главная » Статьи » Презентации » МХК

«Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха

Сегодня на уроке мы:

- поговорим о древнерусской литературе;

- познакомимся с выдающимся письменным памятником древности – «Повестью временных лет»;

- узнаем, для кого и зачем написал своё «Поучение» Владимир Мономах.

Любое растение – едва заметная слабая былинка или высокое могучее дерево – начинается с маленького семечка. Пословица говорит: «Без доброго (т.е. хорошего) семени нет доброго племени». Таким добрым – очень добрым – семенем для великой русской литературы стала литература Древней Руси.

Древнерусская литература – это литература, созданная в период с 11-го по 17-й века. Почему именно в это время? Потому что в 988 году киевский князь Владимир Святославович ввёл христианство как государственную религию Древней Руси.

Вместе с принятием христианства появилась древнерусская литература.

Она появилась не как развлекательное чтение и не как научные труды. Древнерусская литература служила церкви. Надо было вести церковные службы, распространять христианские знания, воспитывать новообращенных христиан в духе принятого верования. Именно этому и способствовала древнерусская литература.

Она была очень религиозна. Уже одно то, что славянская азбука была создана для переводов священных христианских текстов, заранее определяло направление всей литературы. Пишущий книгу не считался ее автором – он всего лишь записывал то, что внушал ему Бог.

Церковнославянский язык был языком священных книг.

Древнерусская литература в большинстве своём не имеет авторов. Книги писались и переписывались для распространения от руки.

Иногда переписчик по ошибке или в угоду правителю что-то менял в тексте. Но одну и ту же книгу переписывали для разных мест, в разные времена. Сравнение летописных копий помогает восстановить первоначальный текст. Иногда истину можно определить по зарубежным хроникам.

О чём же писалось в книгах тех времён?

Литература предназначалась для сохранения памяти о важных исторических событиях и для учения людей тому, как подобает жить истинному христианину. Поэтому и произведения делились на определённые виды:

Летопись – рассказы о важнейших исторических событиях. Они располагались по годам. Каждый рассказ начинался со слов «В лето …» – отсюда и «летопись».

Поучение – беседа о духовных ценностях.

Житие – рассказ о духовных подвигах и добрых делах святых. Каждый святой имел свое житие.

Повесть – рассказ о конкретных важных исторических событиях.

Хождение – рассказ о путешествиях в иные страны.

Слово – образец торжественного красноречия по какому-либо поводу.

«Повесь временных лет» - самая ранняя из известных летописей. Она была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

Но его труд был основан на более древнем «Начальном своде», а тот, в свою очередь, опирался на предшествующие ему летописи.

Начинается «Повесть» библейскими временами и заканчивается 1117 годом.

Уже первыми строками Нестор даёт краткое содержание тому, о чем собирается поведать: «Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжть и откуда Русская земля начала быть».

«Повесть» включает в себя не только летописание. В ней есть поучения, притчи, сказания, предания, хождения.

«Повесть» ценна тем, что это важный исторический и политический документ.

И хоть в так называемом анонсе Нестор обещает рассказывать о Русской земле, но Русь существовала не в пустыне, поэтому речь идёт и о соседних странах и не только соседних: «В год 6442 (934). Впервые пришли на Царьград угры и попленили всю Фракию, Роман заключил мир с уграми», «В год 6475 (967). Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков».

Летопись, показывая поступки князей и иных героев повествования, говорит о том, как следует жить в идеале:

«Когда же впадает в грех какой-либо народ, казнит Бог  его  смертью, или голодом, или нашествием поганых, или засухой, или гусеницей,  или  иными казнями, чтобы мы покаялись, ибо Бог велит нам жить в покаянии и говорит нам через пророка: «Обратитесь ко мне всем сердцем вашим, в посте и плаче».

Автор рассказывает о крещении Руси, о договорах с Византией и другими странами, о княжеских междуусобных, о борьбе с языческими верованиями, о мятежах и о многом другом:

Такой  волхв  объявился  и  при  Глебе  в  Новгороде;  говорил людям, притворяясь богом, и многих обманул,  чуть  не  весь  город. И была смута в городе, и  все  поверили  ему  и  хотели погубить епископа».

Нестор был добросовестным и честным летописцем. Он излагал только достоверные факты из исторических документов, из рассказов очевидцев, из священных книг. За тот великий труд, который он совершил во славу родной земли, монах был канонизирован (причислен к лику святых). 9 ноября является днём поминовения Нестора Летописца.

«Поуче́ние Влади́мира Монома́ха» написано великим князем киевским Владимиром Мономахом. Иногда можно встретить варианты названия: «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям».

Владимир Мономах, прозванный так в честь своей матери – дочери византийского императора Константина Мономаха, был человеком для своего времени удивительным. Став князем, он объединил почти всю Русь и остановил междоусобные войны князей. Владимир облегчил положение крестьян. В законы «Русской правды» внёс изменения к лучшему: запретил отдавать в рабство за долги; определил величину процентов, взимаемых ростовщиками; больше прав дал купцам.

Своё «Поучение» Владимир начинает «сидя на санях», т.е. будучи старым. По древним законам умершего везли на кладбище в любое время года на санях. Князь обращается к будущим читателям: «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце своё и не станет лениться, а будет трудиться».

Неспроста Владимир добавляет «или иной кто»: его наставление в равной мере писано для сыновей, их потомков и всех русских князей. Ведь поводом для написания послужила встреча с послами братьев, которые приглашали Владимира на очередную междоусобную войну. Владимир же отвечает: «Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить».

Опечаленный князь утешение ищет в Псалтыри. Вообще все «Поучение» проникнуто призывом жить по законам божьим: «Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своём», «Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем». И такие вставки красной нитью проходят через все «Поучение».

Владимир цитирует Священное писание, подтверждая свои призывы. И от себя добавляет: «Если вам бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих».

Кроме того, князь учит быть добрыми, сочувствовать чужому горю: «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами».

И, конечно же, честности, верности слову своему: «Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей».

Поговорив о возвышенном, князь не забывает и обыденное. Как человек, много воевавший, как господин большого хозяйства, он дает сыновьям дельные советы: 

«В дому своем  за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока. На войну выйдя, не полагайтесь на воевод; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает».

За делами не следует забывать духовное и телесное развитие: «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится».

В довольно небольшом по объему документе, который прочитать можно за малое время, Владимир Мономах оставил поучение, которое и сейчас можно взять руководством к действию.

«Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история, и эта тема — смысл человеческой жизни».

Дмитрий Сергеевич Лихачев, советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик российской академии наук.

Категория: МХК | Добавил: stefani (14.10.2017)
Просмотров: 69 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar